Главная страница Журнал магазина о женской моде
Главная » Статьи » Интересно об одежде

Одежда и ткань.

История возникновения одежды.

Одежда человека — неотделимая часть материальной культуры общества. Поэтому историю одежды нужно рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием страны, с географической средой, религиозными верованиями народов и т. д.
Возникновение первой, самой примитивной одежды было вызвано тем, что человек вынужден был защищаться от холода, ветра, дождя и снега. Особенно настойчиво диктовала природа эту необходимость человеку, находившемуся в условиях сурового климата.
Первая одежда одновременно служила своему хозяину и своеобразным жильем, укрывала от ненастной погоды. Так, до сравнительно недавних времен обычная, свалянная из шерсти кавказская бурка, развешенная на кольях, использовалась как заслон или палатка; разложенная на земле, она служила подстилкой и одновременно покрывалом. В жару бурка спасала от палящих лучей солнца, а надетая задом наперед защищала от встречного ветра, от дождя и снега не только седока, но и лошадь.
Часто характер одежды был связан с особенностями растительного и животного мира, окружавшего человека. Одежда из белого меха, например, так называемая малица, и сейчас распространенная среди некоторых северных народностей, занимающихся главным образом охотой, позволяла человеку в зимнее время незаметно приблизиться к зверю.



Но вместе с тем взаимосвязь между природными условиями и одеждой не следует понимать слишком упрощенно. В одной и той же географической среде можно было встретить различные виды одежды; например, живущие на Сахалине айны и гиляки носили неодинаковую одежду: айны летом одевались в халаты, сотканные из крапивы или волокон ствола горного бука, а гиляки носили одежду из рыбьей кожи. Это определялось характером занятий, кормивших их: айны занимались лесным промыслом, а гиляки — рыболовством.
История одежды тесно связана с развитием производительных сил: с изобретением иголки, ручного ткацкого станка, а впоследствии — машинного прядения.
Не следует забывать и о влиянии на одежду таких, хотя и второстепенных факторов, как религиозные воззрения человека. Это в основном касается различных украшений и отделок.
Так, известно, что первобытные люди, как, впрочем, и некоторые современные племена, находящиеся на низком уровне развития, носили различные амулеты, которые, по их представлениям, служили им защитой от «злого духа». Впоследствии эти амулеты потеряли свой первоначальный смысл и превратились в обычные украшения, причем у некоторых народностей, например у африканских племен динга и банга, живших в верховье Нила, вес украшений, надетых на человека, достигал 20 килограммов. Тут были и ожерелья, и броши, и браслеты на руках и ногах, и диадемы для волос, и пояса, и кольца.
Постепенно человек уменьшает количество подобных украшений, делает их тоньше, изящнее, часть украшений переносит на одежду в виде орнамента. Не приходится отрицать, что эти украшения во многом способствовали развитию эстетического вкуса у человека и, в частности, вкуса в одежде.
Знакомство с элементарными сведениями о возникновении одежды, об ее историческом развитии позволяет правильно понять процесс формирования современной одежды, увидеть в ней ненужные, наносные элементы, механически привнесенные из прошлого и утратившие свое значение, и творчески подойти к созданию одежды, достойной советского человека.
В процессе развития общества изменялась и одежда. Но даже в самые ранние эпохи одеяние людей внутри одного племени было различно: выделялись украшениями костюмы вождей и жрецов, часто в деталях платья подчеркивался возраст или семейное положение человека. К давнему времени, видимо, восходит и обычай разделять наряд девушки и замужней женщины.
Различают одежду плечевую и поясную. Плечевая одежда берет свое начало от первобытных плащей — шкур, впоследствии это тога (верхняя мужская одежда у древних римлян — кусок материи, перекинутый через левое плечо и охватывающий туловище), туника, бурка, рубаха и т. п. Поясная одежда развилась из набедренного прикрытия, от которого ведут свое происхождение передник, юбка, штаны.
Особенно усилились различия в одежде в классовом обществе. Развитие производительных сил, дешевый труд рабов, рост торговли позволяли богатым людям древнего Египта, Греции, Рима и других рабовладельческих государств носить тонкие льняные и шерстяные ткани красивых цветов, украшенные вышивкой и другими отделками. Богачи, помимо того, обычно носили драгоценные украшения. Но по покрою в те времена одежда знатных людей и простого народа различалась не очень сильно: в основном она представляла собой полотнища ткани, иногда сшитые. Простые люди — городская беднота, сельские жители — ограничивались тем, что прикрывали таким полотнищем тело; состоятельные же горожане живописно драпировались в эти ткани. Искусство одеваться заключалось в том, чтобы красиво уложить материю вокруг тела.

Однако, чтобы превратить полотнище в изящный наряд, нужно было затратить 3—4 часа в день и к тому же обладать вкусом и определенными способностями в этой области. Богатых людей одевали их рабы, имеющие художественный вкус. Так появились первые портные и портнихи, хотя на этом этапе шитья (в собственном смысле этого слова) было немного.
С развитием ремесел, достигших в конце XIII и начале XIV века высокого уровня, всё шире удовлетворяется быстро возрастающий спрос господствующих классов на красивые туалеты: вырабатываются дорогие шелка, бархат, парча, различные украшения. Вместе с тем при феодализме увеличивается различие в одежде высших классов и простого народа. Теперь эта разница заметна не только в качестве тканей и украшений, как это было в древней Греции и Риме, но и в покрое одежды.
Для средневековой знати разных народов характерно подчеркивание отдельных деталей костюма; этим феодалы и купцы старались как бы выделить себя из общей массы народа. Особенно часто это проявлялось в преувеличенно высоких головных уборах. У знатных женщин Западной Европы к XIII веку возникает новый тип костюма, состоящий из двух основных частей — лифа и баски-юбки. Лиф туго облегал талию, баска-юбка книзу расширялась колоколом. Лиф, в свою очередь, состоял из множества деталей; рукав также делился на две части — нижнюю, очень узкую, и верхнюю — широкую, образующую так называемый буфф. Шитье платья такого сложного покроя, с многочисленными отделками требовало довольно высокого уровня портновского искусства.
Длительный путь развития прошла и русская одежда.
Видимо, основные черты русского и мужского и женского народного платья сложились еще в период древнерусского государства — в IX—XI веках. Эти черты, хотя и со значительными изменениями, сохранились в народе вплоть до XIX века. Для мужского костюма была характерна рубаха навыпуск с разрезом на груди и неширокие штаны. Основой женского наряда с XI—XII века служила длинная рубаха с рукавами, иногда спускавшимися ниже кистей; поверх рубахи надевалась поясная одежда из не сшитых кусков ткани или сшитого полотнища. С XIV века в различных документах встречается упоминание о сарафане — мужском и женском верхнем платье с рукавами; из него впоследствии развился наиболее распространенный тип женского ко-соклинного сарафана без рукавов. А в XV веке в народе появляется мужская рубаха с косым воротом.
Одежда знатных русских людей того периода, как и в ряде других стран, отличалась от народной не столько покроем, сколько стоимостью тканей и драгоценными украшениями. Наряды царей и цариц, бояр и боярынь отделывали золотом, сапфирами, рубинами, жемчугом.
Русские женщины отличались умением изготовлять узорные ткани, замечательные вышивки и плетения; при царском дворе, у знатных боярынь существовали мастерские, в которых работали искусные вышивальщицы; такие же мастерские имелись и при монастырях.
Костюмы придворной знати поражали иностранцев красотой и роскошью. Правда, в русских феря-зах — долгополых кафтанах с короткими широкими рукавами, опашнях — широкой мужской и женской одежде без воротника с длинными рукавами и в охабне — кафтане с откидным меховым воротником и прорезами для рук — терялась стройность стана, замедлялись движения, но в те времена дородность фигуры и медлительность движений считались среди боярства лучшим украшением.
Однако рост постоянных торговых и культурных связей Руси с Востоком и Западом не мог не сказаться и на характере одежды тех слоев населения, которые наиболее тесно общались с иноземцами; постепенно у придворных всё сильнее проступают в покрое платья, в манере одеваться элементы костюма народов Европы. Однако коренные изменения в одежде высших классов России и горожан произошли лишь в начале XVIII века и были связаны с реформами Петра I. В своих широких планах преобразования России он уделил внимание и костюму, справедливо считая, что дедовская манера одеваться отражает взгляды старой консервативной Руси.
Враг всякой пышности и вычурности, Петр не терпел длиннополых кафтанов с двухаршинными рукавами, которые мешали людям выполнять военные упражнения, стесняли движения, задерживали работу. Короткий кафтан темно-серого, зеленого и черного сукна, красный или синий бострок (куртка), суконные или саржевые штаны — вот повседневный костюм, который старался ввести Петр I. Встретив сопротивление боярства, он принудительно обрезал полы и рукава кафтанов, стриг бороды, а затем издал указ, запрещающий носить дедовскую одежду.
Реформы Петра I широко открыли путь в Россию для западного мужского и женского платья.
В последующие годы, в царствование Екатерины I и особенно в середине XVIII века, при Елизавете, в моду еще шире входят западные туалеты. Придворные дамы и знать носят фижмы, кринолины, платья с огромным декольте, пышные, покрытые пудрой парики. Одежду вновь начали украшать богатым шитьем и драгоценными мехами. В последнюю четверть XVIII века, при Екатерине II, борта и обшлага парадных мундиров знать отделывает золотым орнаментом и драгоценными камнями. На женское платье, затянутое в талии, с широкой пышной юбкой, надевали подобие капота, подбитого горностаем или соболем. Такие костюмы стоили настолько дорого, что непрерывная смена их разоряла многих даже состоятельных людей.
Безусловно, в этих модах в России, так же как и в Европе, проявлялось стремление высших классов даже внешне выделиться из среды народа. И здесь господствующие слои общества упорно подчеркивали отдельные детали или формы костюма. Знатные дамы перетягивали свои талии в «рюмочку»; кринолины достигали порой такой ширины, что застревали в дверях, прически представляли собой целое архитектурное сооружение более аршина высотой.
Особенно сильное влияние на одежду русской знати оказывала Франция, которая к этому времени уже становилась законодательницей мод. Известные парижские фирмы посылали в Россию своих представителей; в Москве и Петербурге на иностранные капиталы создавались текстильные фабрики и ателье мод. Во второй половине XVIII века во Франции моделирование выделяется в самостоятельную отрасль швейной промышленности. На смену ручному труду в швейную промышленность приходит машина. Частные предприниматели, хозяева домов моделей начинают снабжать модным платьем и средние слои населения — чиновников, интеллигенцию.
Конец XVIII века ознаменовался в России многими крупными техническими открытиями и, в частности, в области текстильной промышленности. На предприятиях стали изготовлять тонкие ткани с печатным рисунком; в городе такие ткани вскоре вытеснили бархат и парчу. Это позволило сделать одежду более изящной, красивой и одновременно более дешевой.
Постепенно западноевропейские моды проникают и в среду русской служилой интеллигенции. К середине XIX века национальные формы одежды заметно вытесняются. Национальное платье сохраняется лишь в среде купечества, особенно среди старообрядцев, и частью у мещан и рабочих. Крестьяне в XIX веке, особенно в первой его половине, сохранили костюм, сложившийся в процессе исторического развития страны. При этом если мужской наряд был более или менее единым, то в женском платье различались два основных типа. В южных районах основу наряда составляла рубаха с прямыми или косыми поликами — вставками на плече. Поверх рубахи замужние женщины надевали поневу — поясную одежду распашного или глухого покроя из шерстяной клетчатой ткани, а поверх поневы — занавеску (передник), иногда делавшуюся с рукавами.
Все эти части женского туалета изготовлялись из ткани домашнего производства и были очень красочны, сложный головной убор «сорока» также украшался узорным тканьем, вышивками, нашивками, лентами, позументом и разноцветным бисером.
В центральных и северных губерниях России одевались иначе. И девушки и женщины поверх рубахи надевали сарафан, чаще всего синий, черный или красный из домотканой или недорогой покупной материи. Сарафаны были различного покроя, но наиболее широко был распространен косоклинный сарафан с застежкой или ее имитацией спереди. Вдоль застежки и по подолу шли цветные полосы из другой ткани. Такой сарафан придавал женской фигуре стройность, а сочетание цветов — синего сарафана и белой с затканными или вышитыми красным рукавами кофты — делало этот наряд очень красивым. Богатые женщины шили сарафаны из тяжелого шелка и парчи и носили венцы и кокошники, украшенные золотом или жемчугом. Впоследствии косоклинный сарафан был вытеснен круглым сборчатым на лямках. Такой сарафан обычно шили из пестрой набойчатой домотканины, а позднее, с ростом отечественной текстильной промышленности, — из покупного узорного ситца. К концу же XIX века вслед за проникновением в деревню фабричных тканей туда проникли и городские покрои одежды.
В наше время формы, покрой и расцветки русской народной одежды, разнообразнейшие способы ее украшения и отделки служат подлинной сокровищницей для модельеров, использующих и перерабатывающих ее мотивы для создания современного костюма. К народной одежде обращаются в ряде случаев и лучшие модельеры некоторых зарубежных стран, в особенности стран народной демократии.

Если проследить развитие моды на Западе за последние сто лег, то нельзя не отметить, что развивалась она чрезвычайно быстро, даже, если можно так сказать, лихорадочно. Особенно это характерно для женских туалетов: с неимоверной быстротой меняются и их отдельные мелкие элементы и существенные детали, причем чаще всего эти изменения берут начало не от разумных поисков новых удобных и красивых форм платья, а от уже отмеченного нами стремления правящих классов придать себе приметный, броский вид, выделиться из «толпы», подняться над народом. Именно это заставляет мастеров моды изощряться, оригинальничать, выпускать самые различные «ультрасовременные» модели и ткани. При этом получается модная одежда где используется модные ткани..
Вместе с тем нельзя забывать, что в капиталистических странах в быстрой смене моды в первую очередь заинтересованы владельцы предприятий текстильной и швейной промышленности, модных магазинов и ателье, потому что быстрая смена мод обеспечивает сбыт производимых ими товаров, а стало быть и получение новых прибылей.

 
Категория: Интересно об одежде | Добавил: Pure (01.08.2012) | Автор: Михаил W
Просмотров: 692 | Теги: Развитие, ткань, история одежды, одежда | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
avatar